Теоретические аспекты изучения адаптационных ресурсов осужденных в пенитенциарной психологии

С.И. Королев, Е.И. Финогенко Иркутский национальный исследовательский технический университет, г. Иркутск, Российская Федерация

УДК 159.0 Теоретические аспекты изучения адаптационных ресурсов осужденных © (Научный подход к пенитенциарной психологии)

Аннотация. Статья посвящена проблеме исследования адаптационных ресурсов осужденных, отбывающих наказание в различных режимах системы ГУФСИН. В работе рассматриваются концептуальные подходы к следующим понятиям: адаптация, личностные ресурсы адаптации, заключенный в различных режимах системы ГУФСИН. Адаптация представляет собой динамическое образование, является процессом приспособления человека к динамичным условиям среды, а также результатом данного процесса.

Адаптационные возможности человека определяются сложным взаимодействием биологических и социальных, внешних и внутренних факторов. Понятие «ресурсы адаптации» разрабатывается в рамках развития теории психологического стресса. Ресурсы являются теми физическими и духовными возможностями человека, мобилизация которых обеспечивает выполнение его программы и стратегий поведения для предотвращения или преодоления стресса. Это эмоциональные, мотивационно-волевые, когнитивные и поведенческие конструкты, которые человек актуализирует для адаптации к стрессогенным ситуациям. В статье рассматриваются личностные ресурсы адаптации заключенных. Личностные ресурсы выступают как системная, интегральная характеристика личности, позволяющая преодолевать трудные жизненные ситуации. Данная работа позволяет более полно взглянуть на механизмы адаптации осужденных, находящихся в различных режимах заключения. Результаты работы могут быть использованы в системе ФСИН для учета специфики адаптации заключенных, при разработке мероприятий по психокоррекционной и воспитательной работе. Ключевые слова: адаптация, осужденный, личностные ресурсы адаптации, режимы ГУФСИН, адаптация заключенного

Theoretical Aspects of the Study of the Adaptive Resources of Convicts ©

Sergey I. Korolev, Elena I. Finogenko Irkutsk National Research Technical University, Irkutsk, Russian Federation

Abstract. The article is devoted to the problem of studying the adaptive resources of convicts serving sentences in various regimes of the GUFSIN (Main Directorate of the Federal Penitentiary Service) system. The article discusses conceptual approaches to the following concepts: adaptation, personal adaptation resources, concluded in various modes of the GUFSIN system. Adaptation is a dynamic formation, is a process of adaptation of a person to dynamic environmental conditions, as well as the result of this process. Human adaptive capabilities are determined by the complex interaction of biological and social, external and internal factors. The concept of «adaptation resources» is being developed as part of the development of the theory of psychological stress. Resources are those physical and spiritual capabilities of a person whose mobilization ensures the implementation of his program and behavior strategies to prevent or overcome stress. These are emotional, motivational-volitional, cognitive and behavioral constructs that a person actualizes to adapt to stressful situations. The article discusses the personal resources of the adaptation of prisoners. Personal resources act as a systemic, integral characteristic of a personality that allows you to overcome difficult life situations. This article allows us to take a closer look at the mechanisms of adaptation of convicts in different prison regimes. The results of the study can be used in the FSIN system to take into account the specifics of prisoners' adaptation, when developing measures for psychocorrectional and educational work. Keywords: adaptation, convicted, personal adaptation resources, GUFSIN regimes, prisoner adaptation
На 1 января 2020 года в учреждениях ГУФСИН (Главное управление Федеральной службы исполнения наказаний) России по Иркутской области содержалось 13233 человека (1840 человек в следственных изоляторах, 11339 человек в исправительных учреждениях, 54 воспитанника в Ангарской воспитательной колонии). На учете инспекции 1 января 2020 года состояло 14545 человек, в том числе 9329 условно осужденных, 932 осужденных к исправительным работам, 583 – к обязательным ра- Гуманитарные науки Том 10 №2 2020 Молодёжный вестник ИрГТУ 132 ботам, 602 – к ограничению свободы, 260 осужденных с отсрочкой отбывания наказания, имеющих детей в возрасте до 14 лет. Вышеперечисленные данные, размещенные на официальном сайте ГУФСИН по Иркутской области, являются весомым обстоятельством для того, чтобы уделить внимание теме адаптации заключенных.

В глобальном смысле адаптация представляет собой динамическое образование, результат и процесс приспособления к условиям внешней среды, а также свойство любой саморегулирующейся системы (биологической, социальной или технической), которое состоит в способности приспосабливаться к изменяющимся условиям внешней среды. Общим для всех подходов и направлений является то, что адаптация существует в двух формах: как процесс приспособления к среде и достижения гармоничного равновесия и как результат этого процесса, или адаптированность. Если брать социальную сферу, то для конкретного индивида уровень развития данного свойства (то есть адаптационных способностей) определяет интервал изменения условий и характера деятельности, в рамках которого возможна адаптация. Адаптационные способности индивида во многом зависят от психологических особенностей личности, определяющих возможность адекватной регуляции функционального состояния организма в разнообразных условиях жизни и деятельности.

Кроме того, наличие адаптационных способностей повышает вероятность нормального функционирования организма и его эффективной деятельности при увеличении интенсивности воздействия психогенных факторов внешней среды. Рассмотрев возможности адаптивных механизмов, выработанных в процессе эволюции и обеспечивающих возможность существования организма в постоянно изменяющихся условиях среды, Ф.Б. Березин делает вывод о том, что благодаря процессу адаптации достигается оптимизация функционирования систем организма и сбалансированность в системе «человек – среда» [1].

А.В. Сухарев указывает, что процессы адаптации направлены на достижение подвижного равновесного состояния системы путем противодействия влиянию внутренних и внешних факторов, нарушающих это равновесие. Философский словарь дает определение понятия адаптации как «процесса активного взаимодействия саморазвивающейся самоуправляемой системы (организм, популяция, биогеоценоз, биосфера) со средой в направлении гомеостаза, гомеореза (под гомеорезом здесь понимается устойчивость путей развития организма в определенных условиях среды)». Таким образом, сущностью адаптации является сочетание устойчивости (сохранение идентичности, тождественности организма самому себе) с изменчивостью (развитием, достижением новых состояний), которое осуществляется на уровне способов его взаимодействия со средой и на уровне адаптивных механизмов [2].

Исследования содержания феномена адаптации проходят с опорой на основные направления психологических школ: бихевиоральное (Дж. Уотсон и др.), когнитивное (Ж. Пиаже), психоаналитическое (Э. Эриксон, З. Фрейд, Г. Гартман и др.), гуманистическое (А. Маслоу, К. Роджерс и др.), интеракционистское (Л. Филипс), а также с опорой на субъектнодеятельностный подход (К.К. Платонов, Б.Д. Парыгин, А.А. Реан, А.А. Налчаджян и др.) и системный подход (Л.Г. Дикая, Б.Ф. Ломов и др.) [3].

Несмотря на различие подходов к пониманию сущности исследуемого феномена, в общем плане адаптация определялась как процесс взаимодействия социальной среды и личности, направленный на включение человека в новый для него вид деятельности, а также на приспособление организма к новым условиям среды. Позднее адаптация стала пониматься как готовность к выполнению различных социальных ролей, как устойчивость социальных связей. При этом процесс адаптации рассматривался как приобретение личностью определенного социально-психологического статуса, как овладение теми или иными социальнопсихологическими ролевыми функциями.

Адаптация представляет собой объективно необходимый процесс вхождения индивида в новую социальную среду и ее освоение. Иными словами, такого их взаимодействия и взаимного приспособления, в результате которого создаются оптимальные условия не только для реализации личностью ее потребностей, целей, ценностей, но и для изменения самой адаптирующей среды.

Процесс адаптации развивается под воздействием определенных условий и субъектов. Поэтому основная проблема, решаемая адаптацией, – это сближение целей, установок, ценностных ориентаций индивида с новой средой и нахождение своего места и роли в изменяющейся социальной среде 1.

В современной психологии содержание понятия «ресурсы» разрабатывается в рамках развития теории психологического стресса. В.А. Бодров определяет его следующим образом: «Ресурсы являются теми физическими и духовными возможностями человека, мобилизация которых обеспечивает выполнение его программы и способов (стратегий) поведения для предотвращения или купирования стресса» [4, с. 115–116]. Н.Е. Водопьянова дает следующее определение ресурсов: это «внутренние и внешние переменные, способствующие психологической устойчивости в стрессогенных ситуациях; это эмоциональные, мотивационноволевые, когнитивные и поведенческие конструкты, которые человек актуализирует для адаптации к стрессогенным/стрессовым трудовым и жизненным ситуациям», это «средства (инструменты), используемые им для трансформации взаимодействия со стрессогенной ситуацией» [5, с. 290].

Различают два класса ресурсов: личностные и средовые (иначе, психологические и социальные). Личностные ресурсы (психологические, профессиональные, физические) представляют собой навыки и способности человека, средовые ресурсы отражают доступность помощи (инструментальной, моральной, эмоциональной) для личности в социальной среде (со стороны членов семьи, друзей, сослуживцев) и материальное обеспечение жизнедеятельности людей, переживших стресс или находящихся в стрессогенных условиях [6].

Очевидным является то, что разные ресурсы играют различную роль в адаптации человека и в преодолении трудных жизненных событий. Л.В. Куликов к наиболее изученным личностным ресурсам относит активную мотивацию преодоления, отношение к стрессам как к возможности приобретения личного опыта и возможности личностного роста; силу Я-концепции, самоуважение, самооценку, ощущение собственной значимости, «самодостаточность»; активную жизненную установку; позитивность и рациональность мышления; эмоциональноволевые качества; физические ресурсы – 1 Семёнова А.Н. Психологические особенности адаптации личности к условиям предпринимательской деятельности: дис. … канд. психол. наук: 19.00.13. Тамбов, 2004. 164 с. состояние здоровья и отношение к нему как к ценности2 .

Для обозначения базовой индивидуальной характеристики, стержня личности Д.А. Леонтьев вводит понятие «личностный потенциал». Эффекты личностного потенциала обозначаются в психологии такими понятиями, как воля, сила Эго, внутренняя опора, локус контроля, ориентация на действие и др. [7]. Наиболее точно, по мнению Д.А. Леонтьева, содержанию понятия «личностный потенциал» соответствует введенное С. Мадди понятие «жизнестойкость» (hardiness), которое определяется не как личностное качество, а как система установок и убеждений, в определенной мере поддающихся формированию и развитию, как базовая характеристика личности, которая опосредует воздействие на ее сознание и поведение всевозможных благоприятных и неблагоприятных обстоятельств − от соматических проблем и заболеваний до социальных условий [8].

Содержательные характеристики личностных ресурсов необходимо рассматривать как систему. Системный подход открывает возможности исследования психической реальности в системе взаимодействия «человек – жизненная среда» с учетом комплекса детерминант. Их источником является действительность конкретного человека, представленная в содержании реальной деятельности, в самой личности, в переживаемой здесь и сейчас реальности. Взаимодействие человека и среды происходит в конкретных жизненных ситуациях и является пусковым механизмом для реализации определенных личностных ресурсов. Личностные ресурсы проявляются во взаимодействии человека и жизненной среды как непрерывный процесс пространственновременного «развертывания» человека, представленного в содержании и направленности деятельности в реальных жизненных ситуациях. Это обеспечивает соответствие образа жизни меняющемуся в процессе жизнедеятельности образу мира посредством трансформации ценностносмысловой подсистемы личности.

(1 Семёнова А.Н. Психологические особенности адаптации личности к условиям предпринимательской деятельности: дис. … канд. психол. наук: 19.00.13. Тамбов, 2004. 164 с.;
2 Куликов Л.В. Психогигиена личности. Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики: учебное пособие. СПб., 2004. 464 с.)

Таким образом, личностные ресурсы могут быть представлены как система способностей человека к устранению противоречий личности с жизненной средой, как система преодоления неблагоприятных жизненных обстоятельств посредством трансформации ценностно-смыслового измерения личности, задающего ее направленность и создающего основу для самореализации. Иными словами, личностные ресурсы выступают как системная, интегральная характеристика личности, позволяющая преодолевать трудные жизненные ситуации, актуализирующаяся и проявляющаяся в процессах самодетерминации личности [9].

Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, функции по их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания, а также функции по контролю за нахождением лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, в местах исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением ими наложенных судом запретов и (или) ограничений3, 4 .

Исправительными учреждениями являются исправительные колонии, воспитательные колонии, тюрьмы, лечебные исправительные учреждения. Следственные изоляторы выполняют функции исправительных учреждений в отношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, осужденных, в отношении которых приговор суда вступил в законную силу и которые подлежат направлению в исправительные учреждения для отбывания наказания, осужденных, перемещаемых из одного места отбывания наказания в другое, осужденных, оставленных в следственном изоляторе или переведенных в следственный изолятор, а также в отношении осужденных на срок не свыше шести месяцев, оставленных в следственных изоляторах с их согласия5 .

Термин «осужденный» подразумевает социальное положение человека, попавшего в места лишения свободы, а также связанное с этим местом выполнение социальных ролей и функций, отличных от тех, которые он выполнял, находясь на свободе. Личность осужденного – это интегральное качество совершившего преступные действия человека, представляющее взаимосвязанный комплекс социальнодемографических, психологических, уголовно-правовых и иных признаков, которые прямо или косвенно обусловливают преступное поведение и характеризуют общественную опасность осужденного. Многочисленные исследования отечественных и зарубежных ученых показывают, что значительное количество преступников обладает однородными психологическими свойствами, среди которых ведущими являются следующие: импульсивность, агрессивность, гиперчувствительность в межличностных взаимоотношениях, отчужденность и плохая социальная приспособленность. Направлением исследования становится выявление типологических особенностей заключенных, исследователи определяют степень зависимости склонностей к противоправному действию с особенностями характера (В.И. Кашкаров, 1977; В.Ф. Десятников, Г.Р. Трофимов, В.Г. Козюля, 1981 и др.) [10].

Условия жизни в местах лишения свободы для мужчин часто являются экстремальными с психологических и социально-психологических позиций: строгое соблюдение правил, групповая изоляция при выраженном одиночестве с возможной угрозой для жизни. В связи с данными фактами у осужденных происходит перестройка социальных функций, ролей, в частности, у некоторых меняется семейное положение (развод). Установлено, что в зрелом возрасте после попадания в исправительные учреждения у осужденных возможно суицидальное и аутоагрессивное поведение. Появление факторов суицидального риска у осужденных мужчин зрелого возраста является тревожным сигналом, индикатором физического и психологического нездоровья осужденных [11].

(3 Указ Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_46892/942772dce30cfa36b671bcf19ca928e4d698a928/ (04.03.2020).
4 Указ Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1314 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний» [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/1213723 9/ (04.03.2020).
5 УИК РФ Статья 74. Виды исправительных учреждений // Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 02.12.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2020) [Электронный ресурс]. URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12940/38b47826d652ca12c 249d03ffa5cf5ca424ef213/ (04.03.2020).

Успешной адаптации препятствуют негативизм осужденного (противодействие личности воздействию со стороны администрации), предвзятость осужденного и окружающих (результат поспешных, необоснованных выводов), а также отсутствие психологической совместимости. В среде осужденных (особенно мужского пола) чаще всего субъектами конфликтов при адаптации являются гомосексуалисты, детоубийцы, лица с психическими недостатками, ВИЧ-инфицированные 6.

С появлением в уголовноисполнительной системе России психологической службы возникла возможность психодиагностического мониторинга адаптации осужденных, при котором отслеживаются: а) оценка осужденным своих новых сотоварищей и администрации; б) отношения к нему со стороны осужденных в отряде, администрации; в) интенсивность общения с другими осужденными; г) уровень удовлетворенности осужденного характером взаимоотношений и своим местом в системе этих взаимоотношений. До начала изучения адаптации осужденного психолог должен ознакомиться с материалами личного дела, так как они позволят лучше понять атмосферу тех событий из жизни осужденного и личностный стиль, которые приводили к неадекватному разрешению возникавших жизненных трудностей. Большинство отечественных авторов пишут о тюремном стрессе, рассматривая его как «тюремный синдром».

Поэтому с впервые поступившими в учреждение осужденными психологи проводят релаксационные и эмоциональноволевые тренировки, задачи которых состоят в том, чтобы снять психические состояния чрезмерной тревожности и депрессивности, сформировать психологическую готовность к преодолению внутренних и внешних трудностей, связанных с лишением свободы 7 .

Эффективная адаптация к условиям заключения свидетельствует о том, что заключенный верит в управляемость жизни, но без социальной помощи уверенность в собственных силах ослабевает. Если человек видит смысл в том, что происходит, если у него есть цель, мотивация для преодоления трудностей, направленная на будущее, то это можно квалифицировать как мощный фактор адаптации как к жизнедеятельности в местах лишения свободы, так и к жизни после освобождения. Согласно В. Франклу, видение «конца» и нацеленность на какойто момент в будущем образуют ту духовную опору, которая так нужна заключенным, поскольку только эта духовная опора в состоянии защитить человека от разрушительного действия сил социального окружения, изменяющих характер, удержать его от падения [12].

Таким образом, адаптационные ресурсы являются важнейшими и необходимыми качествами личности, оказавшейся в заключении. Психологическая адаптация к местам лишения свободы – это возможность осужденного обращаться к своим личностным ресурсам и качествам, наличие внутренней опоры, которая помогает справиться с возникшей кризисной ситуацией вследствие лишения свободы.

(6 Бабурин С.В. Психолого-педагогические условия адаптации и реадаптации заключенных: дис. … канд. психол. наук: 19.00.07. СПб., 1999. 238 с.
7 Обросов И.Ф. Расстройства личности у осужденных в местах лишения свободы (клинико-динамический и медикосоциальный аспекты): дис. … д-ра мед. наук: 14.00.18. М., 2004. 356 с.)


Библиографический список

1. Березин Ф.Б. Психическая и психoфизиoлoгическая адаптация человека: монография. Л., 1988. 270 с.
2. Лобас М.А. Адаптация: виды и основные подходы к её изучению [Электронный ресурс]. URL: https://superinf.ru/view_helpstud.php?id =4095 (04.03.2020).

3. Ахметзянова А.И. Феномен социально-психологической адаптации в отечественной и зарубежной науке: история изучения // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. 2018. Т. 12. № 2. С. 5–10.

4. Бодров В.А. Проблема преодоления стресса. Часть 2. Процессы и ресурсы преодоления стресса // Психологический журнал. 2006. Т. 27. № 2. С. 113–123.
5. Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. СПб.: Питер, 2009. 336 с.
6. Бодров В.А. Психологический стресс: к проблеме его преодоления // Проблемы психологии и эргономики. 2001. № 4. С. 28–33.
7. Леонтьев Д.А. Личностное в личности: личностный потенциал как основа самодетерминации // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ им. М.В. Ломоносова. М.: Смысл, 2002. Вып. 1. С. 56–65.
8. Мадди С.Р. Смыслообразование в процессе принятия решений // Психологический журнал. 2005. Т. 26. № 6. С. 87–101.
9. Калашникова С.А. Личностные ресурсы как интегральная характеристика личности // Молодой ученый. 2011. Т. 2. № 8. С. 84–87.
10. Научный потенциал студенчества в XXI веке: материалы III Международной научной студенческой конференции. Ставрополь, 2009. Т. 2. 144 с.
11. Социально-психологическая адаптация осужденных и профилактика правонарушений в ИТУ. М., 1987. 189 с.
12. Франкл В. Человек в поисках смысла / пер. с англ. и нем.; общ. ред. Л.Я. Гозмана, Д.А. Леонтьева. М.: Прогресс, 1990. 368 с.

Сведения об авторах / Information about the Authors

Королев Сергей Игоревич, студент группы ПСбз -15-1, Институт заочно-вечернего обучения, Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83, Российская Федерация, e-mail: getaplane2019@gmail.com / Sergey I. Korolev, Student, Institute of Correspondence and Evening Course, Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov Str., Irkutsk, 664074, Russian Federation, e-mail: getaplane2019@gmail.com

Финогенко Елена Ивановна, кандидат биологических наук, доцент кафедры социологии и психологии, Институт экономики, управления и права, Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83, Российская Федерация, e-mail: elena-fin@yandex.ru / Elena I. Finogenko, Cand. Sci. (Biology), Associate Professor, Department of Sociology and Psychology, Institute of Economics, Management and Law, Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov Str., Irkutsk, 664074, Russian Federation, e-mail: elena-fin@yandex.ru
Анотация
Анотация
Анотация
Анотация
Анотация
Анотация
Сергей Королёв

Обсудим Ваш запрос?

В процессе общения мы выявим запрос и определимся c планом его решения.

Режим налогообложения НПД ИНН 380413365718, Иркутск г.
Информация о ценах не является публичной офертой

Контакты