На 1 января 2020 года в учреждениях ГУФСИН (Главное управление Федеральной службы исполнения наказаний) России по Иркутской области содержалось 13233 человека (1840 человек в следственных изоляторах, 11339 человек в исправительных учреждениях, 54 воспитанника в Ангарской воспитательной колонии). На учете инспекции 1 января 2020 года состояло 14545 человек, в том числе 9329 условно осужденных, 932 осужденных к исправительным работам, 583 – к обязательным ра- Гуманитарные науки Том 10 №2 2020 Молодёжный вестник ИрГТУ 132 ботам, 602 – к ограничению свободы, 260 осужденных с отсрочкой отбывания наказания, имеющих детей в возрасте до 14 лет. Вышеперечисленные данные, размещенные на официальном сайте ГУФСИН по Иркутской области, являются весомым обстоятельством для того, чтобы уделить внимание теме адаптации заключенных.
В глобальном смысле адаптация представляет собой динамическое образование, результат и процесс приспособления к условиям внешней среды, а также свойство любой саморегулирующейся системы (биологической, социальной или технической), которое состоит в способности приспосабливаться к изменяющимся условиям внешней среды. Общим для всех подходов и направлений является то, что адаптация существует в двух формах: как процесс приспособления к среде и достижения гармоничного равновесия и как результат этого процесса, или адаптированность. Если брать социальную сферу, то для конкретного индивида уровень развития данного свойства (то есть адаптационных способностей) определяет интервал изменения условий и характера деятельности, в рамках которого возможна адаптация. Адаптационные способности индивида во многом зависят от психологических особенностей личности, определяющих возможность адекватной регуляции функционального состояния организма в разнообразных условиях жизни и деятельности.
Кроме того, наличие адаптационных способностей повышает вероятность нормального функционирования организма и его эффективной деятельности при увеличении интенсивности воздействия психогенных факторов внешней среды. Рассмотрев возможности адаптивных механизмов, выработанных в процессе эволюции и обеспечивающих возможность существования организма в постоянно изменяющихся условиях среды, Ф.Б. Березин делает вывод о том, что благодаря процессу адаптации достигается оптимизация функционирования систем организма и сбалансированность в системе «человек – среда» [1].
А.В. Сухарев указывает, что процессы адаптации направлены на достижение подвижного равновесного состояния системы путем противодействия влиянию внутренних и внешних факторов, нарушающих это равновесие. Философский словарь дает определение понятия адаптации как «процесса активного взаимодействия саморазвивающейся самоуправляемой системы (организм, популяция, биогеоценоз, биосфера) со средой в направлении гомеостаза, гомеореза (под гомеорезом здесь понимается устойчивость путей развития организма в определенных условиях среды)». Таким образом, сущностью адаптации является сочетание устойчивости (сохранение идентичности, тождественности организма самому себе) с изменчивостью (развитием, достижением новых состояний), которое осуществляется на уровне способов его взаимодействия со средой и на уровне адаптивных механизмов [2].
Исследования содержания феномена адаптации проходят с опорой на основные направления психологических школ: бихевиоральное (Дж. Уотсон и др.), когнитивное (Ж. Пиаже), психоаналитическое (Э. Эриксон, З. Фрейд, Г. Гартман и др.), гуманистическое (А. Маслоу, К. Роджерс и др.), интеракционистское (Л. Филипс), а также с опорой на субъектнодеятельностный подход (К.К. Платонов, Б.Д. Парыгин, А.А. Реан, А.А. Налчаджян и др.) и системный подход (Л.Г. Дикая, Б.Ф. Ломов и др.) [3].
Несмотря на различие подходов к пониманию сущности исследуемого феномена, в общем плане адаптация определялась как процесс взаимодействия социальной среды и личности, направленный на включение человека в новый для него вид деятельности, а также на приспособление организма к новым условиям среды. Позднее адаптация стала пониматься как готовность к выполнению различных социальных ролей, как устойчивость социальных связей. При этом процесс адаптации рассматривался как приобретение личностью определенного социально-психологического статуса, как овладение теми или иными социальнопсихологическими ролевыми функциями.
Адаптация представляет собой объективно необходимый процесс вхождения индивида в новую социальную среду и ее освоение. Иными словами, такого их взаимодействия и взаимного приспособления, в результате которого создаются оптимальные условия не только для реализации личностью ее потребностей, целей, ценностей, но и для изменения самой адаптирующей среды.
Процесс адаптации развивается под воздействием определенных условий и субъектов. Поэтому основная проблема, решаемая адаптацией, – это сближение целей, установок, ценностных ориентаций индивида с новой средой и нахождение своего места и роли в изменяющейся социальной среде 1.
В современной психологии содержание понятия «ресурсы» разрабатывается в рамках развития теории психологического стресса. В.А. Бодров определяет его следующим образом: «Ресурсы являются теми физическими и духовными возможностями человека, мобилизация которых обеспечивает выполнение его программы и способов (стратегий) поведения для предотвращения или купирования стресса» [4, с. 115–116]. Н.Е. Водопьянова дает следующее определение ресурсов: это «внутренние и внешние переменные, способствующие психологической устойчивости в стрессогенных ситуациях; это эмоциональные, мотивационноволевые, когнитивные и поведенческие конструкты, которые человек актуализирует для адаптации к стрессогенным/стрессовым трудовым и жизненным ситуациям», это «средства (инструменты), используемые им для трансформации взаимодействия со стрессогенной ситуацией» [5, с. 290].
Различают два класса ресурсов: личностные и средовые (иначе, психологические и социальные). Личностные ресурсы (психологические, профессиональные, физические) представляют собой навыки и способности человека, средовые ресурсы отражают доступность помощи (инструментальной, моральной, эмоциональной) для личности в социальной среде (со стороны членов семьи, друзей, сослуживцев) и материальное обеспечение жизнедеятельности людей, переживших стресс или находящихся в стрессогенных условиях [6].
Очевидным является то, что разные ресурсы играют различную роль в адаптации человека и в преодолении трудных жизненных событий. Л.В. Куликов к наиболее изученным личностным ресурсам относит активную мотивацию преодоления, отношение к стрессам как к возможности приобретения личного опыта и возможности личностного роста; силу Я-концепции, самоуважение, самооценку, ощущение собственной значимости, «самодостаточность»; активную жизненную установку; позитивность и рациональность мышления; эмоциональноволевые качества; физические ресурсы – 1 Семёнова А.Н. Психологические особенности адаптации личности к условиям предпринимательской деятельности: дис. … канд. психол. наук: 19.00.13. Тамбов, 2004. 164 с. состояние здоровья и отношение к нему как к ценности2 .
Для обозначения базовой индивидуальной характеристики, стержня личности Д.А. Леонтьев вводит понятие «личностный потенциал». Эффекты личностного потенциала обозначаются в психологии такими понятиями, как воля, сила Эго, внутренняя опора, локус контроля, ориентация на действие и др. [7]. Наиболее точно, по мнению Д.А. Леонтьева, содержанию понятия «личностный потенциал» соответствует введенное С. Мадди понятие «жизнестойкость» (hardiness), которое определяется не как личностное качество, а как система установок и убеждений, в определенной мере поддающихся формированию и развитию, как базовая характеристика личности, которая опосредует воздействие на ее сознание и поведение всевозможных благоприятных и неблагоприятных обстоятельств − от соматических проблем и заболеваний до социальных условий [8].
Содержательные характеристики личностных ресурсов необходимо рассматривать как систему. Системный подход открывает возможности исследования психической реальности в системе взаимодействия «человек – жизненная среда» с учетом комплекса детерминант. Их источником является действительность конкретного человека, представленная в содержании реальной деятельности, в самой личности, в переживаемой здесь и сейчас реальности. Взаимодействие человека и среды происходит в конкретных жизненных ситуациях и является пусковым механизмом для реализации определенных личностных ресурсов. Личностные ресурсы проявляются во взаимодействии человека и жизненной среды как непрерывный процесс пространственновременного «развертывания» человека, представленного в содержании и направленности деятельности в реальных жизненных ситуациях. Это обеспечивает соответствие образа жизни меняющемуся в процессе жизнедеятельности образу мира посредством трансформации ценностносмысловой подсистемы личности.
(1 Семёнова А.Н. Психологические особенности адаптации личности к условиям предпринимательской деятельности: дис. … канд. психол. наук: 19.00.13. Тамбов, 2004. 164 с.;
2 Куликов Л.В. Психогигиена личности. Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики: учебное пособие. СПб., 2004. 464 с.)
Таким образом, личностные ресурсы могут быть представлены как система способностей человека к устранению противоречий личности с жизненной средой, как система преодоления неблагоприятных жизненных обстоятельств посредством трансформации ценностно-смыслового измерения личности, задающего ее направленность и создающего основу для самореализации. Иными словами, личностные ресурсы выступают как системная, интегральная характеристика личности, позволяющая преодолевать трудные жизненные ситуации, актуализирующаяся и проявляющаяся в процессах самодетерминации личности [9].
Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, функции по их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания, а также функции по контролю за нахождением лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, в местах исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением ими наложенных судом запретов и (или) ограничений3, 4 .
Исправительными учреждениями являются исправительные колонии, воспитательные колонии, тюрьмы, лечебные исправительные учреждения. Следственные изоляторы выполняют функции исправительных учреждений в отношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, осужденных, в отношении которых приговор суда вступил в законную силу и которые подлежат направлению в исправительные учреждения для отбывания наказания, осужденных, перемещаемых из одного места отбывания наказания в другое, осужденных, оставленных в следственном изоляторе или переведенных в следственный изолятор, а также в отношении осужденных на срок не свыше шести месяцев, оставленных в следственных изоляторах с их согласия5 .
Термин «осужденный» подразумевает социальное положение человека, попавшего в места лишения свободы, а также связанное с этим местом выполнение социальных ролей и функций, отличных от тех, которые он выполнял, находясь на свободе. Личность осужденного – это интегральное качество совершившего преступные действия человека, представляющее взаимосвязанный комплекс социальнодемографических, психологических, уголовно-правовых и иных признаков, которые прямо или косвенно обусловливают преступное поведение и характеризуют общественную опасность осужденного. Многочисленные исследования отечественных и зарубежных ученых показывают, что значительное количество преступников обладает однородными психологическими свойствами, среди которых ведущими являются следующие: импульсивность, агрессивность, гиперчувствительность в межличностных взаимоотношениях, отчужденность и плохая социальная приспособленность. Направлением исследования становится выявление типологических особенностей заключенных, исследователи определяют степень зависимости склонностей к противоправному действию с особенностями характера (В.И. Кашкаров, 1977; В.Ф. Десятников, Г.Р. Трофимов, В.Г. Козюля, 1981 и др.) [10].
Условия жизни в местах лишения свободы для мужчин часто являются экстремальными с психологических и социально-психологических позиций: строгое соблюдение правил, групповая изоляция при выраженном одиночестве с возможной угрозой для жизни. В связи с данными фактами у осужденных происходит перестройка социальных функций, ролей, в частности, у некоторых меняется семейное положение (развод). Установлено, что в зрелом возрасте после попадания в исправительные учреждения у осужденных возможно суицидальное и аутоагрессивное поведение. Появление факторов суицидального риска у осужденных мужчин зрелого возраста является тревожным сигналом, индикатором физического и психологического нездоровья осужденных [11].
(3 Указ Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_46892/942772dce30cfa36b671bcf19ca928e4d698a928/ (04.03.2020).
4 Указ Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1314 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний» [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/1213723 9/ (04.03.2020).
5 УИК РФ Статья 74. Виды исправительных учреждений // Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 02.12.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2020) [Электронный ресурс]. URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12940/38b47826d652ca12c 249d03ffa5cf5ca424ef213/ (04.03.2020).
Успешной адаптации препятствуют негативизм осужденного (противодействие личности воздействию со стороны администрации), предвзятость осужденного и окружающих (результат поспешных, необоснованных выводов), а также отсутствие психологической совместимости. В среде осужденных (особенно мужского пола) чаще всего субъектами конфликтов при адаптации являются гомосексуалисты, детоубийцы, лица с психическими недостатками, ВИЧ-инфицированные 6.
С появлением в уголовноисполнительной системе России психологической службы возникла возможность психодиагностического мониторинга адаптации осужденных, при котором отслеживаются: а) оценка осужденным своих новых сотоварищей и администрации; б) отношения к нему со стороны осужденных в отряде, администрации; в) интенсивность общения с другими осужденными; г) уровень удовлетворенности осужденного характером взаимоотношений и своим местом в системе этих взаимоотношений. До начала изучения адаптации осужденного психолог должен ознакомиться с материалами личного дела, так как они позволят лучше понять атмосферу тех событий из жизни осужденного и личностный стиль, которые приводили к неадекватному разрешению возникавших жизненных трудностей. Большинство отечественных авторов пишут о тюремном стрессе, рассматривая его как «тюремный синдром».
Поэтому с впервые поступившими в учреждение осужденными психологи проводят релаксационные и эмоциональноволевые тренировки, задачи которых состоят в том, чтобы снять психические состояния чрезмерной тревожности и депрессивности, сформировать психологическую готовность к преодолению внутренних и внешних трудностей, связанных с лишением свободы 7 .
Эффективная адаптация к условиям заключения свидетельствует о том, что заключенный верит в управляемость жизни, но без социальной помощи уверенность в собственных силах ослабевает. Если человек видит смысл в том, что происходит, если у него есть цель, мотивация для преодоления трудностей, направленная на будущее, то это можно квалифицировать как мощный фактор адаптации как к жизнедеятельности в местах лишения свободы, так и к жизни после освобождения. Согласно В. Франклу, видение «конца» и нацеленность на какойто момент в будущем образуют ту духовную опору, которая так нужна заключенным, поскольку только эта духовная опора в состоянии защитить человека от разрушительного действия сил социального окружения, изменяющих характер, удержать его от падения [12].
Таким образом, адаптационные ресурсы являются важнейшими и необходимыми качествами личности, оказавшейся в заключении. Психологическая адаптация к местам лишения свободы – это возможность осужденного обращаться к своим личностным ресурсам и качествам, наличие внутренней опоры, которая помогает справиться с возникшей кризисной ситуацией вследствие лишения свободы.
(6 Бабурин С.В. Психолого-педагогические условия адаптации и реадаптации заключенных: дис. … канд. психол. наук: 19.00.07. СПб., 1999. 238 с.
7 Обросов И.Ф. Расстройства личности у осужденных в местах лишения свободы (клинико-динамический и медикосоциальный аспекты): дис. … д-ра мед. наук: 14.00.18. М., 2004. 356 с.)